Влияние Османской империи, было велико, в том числе и на продвижение исламской культуры по всему ближнему востоку и северу Африки, пока и она не распалась в конце Первой мировой войны.
Для культуры и религии, которые распространились на многие века, регионы и империи, уникальная идентичность исламского искусства поистине впечатляет.
Ислам объединяет культурно и этнически разные группы людей, как и искусство обладает объединяющими характеристиками. Одной из таких характеристик является предпочтение отделки всех поверхностей керамической плиткой.
К девятому веку большинство исламских стран использовали плитку для украшения важных зданий, таких как мечети, святыни, дворцы и религиозные колледжи.
И сегодня декоративная плитка является предпочитаемым отделочным материалом практически во всех исламских странах, а влияние исламского декора на дизайн керамической плитки активно проявляется в современных коллекций многих европейских фабрик.
Влияние исламской культуры на развитие форм и декора керамической плитки.
Исламское искусство, в основе которого лежат принципы ислама, запрещает олицетворять Аллаха в каких-либо видимых формах и изображать живых существ. Ислам считает, что способность создавать живые формы исключительная прерогатива Бога.
Этот аниконизм вынуждал мусульман создавать сложные конструкции орнаментов как средство самовыражения.
В результате многие исламские украшения содержат стилизованные мотивы и переплетающиеся узоры (например, геометрические узоры или арабески), либо каллиграфию и их комбинации.
Рекомендуемая статья: влияние ближневосточной культуры на западной-европейский, в том числе американский и русский дизайн.
Геометрические узоры
Геометрические узоры являются одной из самых отличительных черт исламского искусства в целом.
Само собой разумеется, что исламские геометрические узоры нашли применение в декоре керамической плитки.
Исламские художники заимствовали ключевые элементы геометрических узоров у греков, римлян и сасанидов (Новоперсидское царство), а затем превратили их в то, что позже стало типичным исламским орнаментом.
Исламские геометрические узоры во многом основаны на математике и подчеркивают важность единства и порядка, о чем свидетельствует сотворение Вселенной Богом.
Четыре основные формы составляют большинство рисунков исламской плитки:
- Круги
- Квадраты и другие четырехсторонние многоугольники
- Звезды (или треугольники и квадраты, расположенные по кругу)
- Многосторонние полигоны
Геометрические узоры в исламской плитке состоят из простых форм, которые комбинируются, переплетаются, дублируются и выкладываются в сложные орнаменты.
Arabesques (арабески)
Орнамент арабески состоит из растительных узоров, заимствованных из природы (цветы, листья деревьев, виноградные лозы и т. д.) и геометрических узоров в потенциально безграничном повторении, означающих бесконечность Бога и непостоянство земных объектов.
Арабески, вероятно, возникли в Багдаде в 10 веке и использовались в большинстве исламской архитектуры до 14 века.
По мере распространения исламской культуры из Южной Азии на Ближний Восток, а затем и в Испанию, арабески шли вместе с ней.
Каллиграфия
Исламская культура использовала каллиграфию шире, чем любая другая, перенеся письменное слово с бумаги во все формы искусства, включая плитку и архитектуру.
Арабский язык важен для мусульман, потому что на нем был открыт Коран Пророку Мухаммеду в седьмом веке.
Исламская каллиграфия на плитке была не просто функциональной. Каллиграфия также обладала сильной эстетической привлекательностью, предлагая возможности для безграничного творчества.
Хотя каллиграфия могла служить доминирующим украшением плитки, ее также можно было сочетать с геометрическими узорами и арабесками, особенно видимыми на внешней стороне Dome of the Rock, исламской святыни, построенной на Храмовой горе в Иерусалиме.
Исламские способы декора плитки
Плитка Зулляйдж, заллидж (Zellige)
«Zellige» (иногда пишется как «zellij» или «zillij») происходит от арабского слова «al zulaycha», что означает «маленький полированный камень».
Zellige – изразцовая плитка, покрытая глазурью, используются для украшения оштукатуренных стен, потолков, полов, бассейнов и т. п.
Плитка Zellige представляет собой разноцветную мозаику, обычно со сложными геометрическими узорами.
Чтобы создать zellige, мастера сначала покрывали плитку глазурью с одной стороны. Затем они разделяли плитку, на определенные формы откалывая с помощью острого молотка.
Вырезанные таким способом плитки укладывались лицевой стороной вниз на пол по чертежу, как можно ближе друг к другу, и заливались строительным раствором.
Плитка zellige использовалась для стен, сводов, ниш михрабов, переходов к куполам и интерьеров самих куполов.
Использование мозаики заллидж зародилось в Марокко в 10 веке с использованием белых и коричневых тонов как имитация римской мозаики.
Последующие династии продолжали обогащать дизайн зеллиджа.
Картинки кликабельны.
Позже, на португальской земле слово «зулляйдж» превратилось в азулежу (azulejo), став уже традиционной португальской вариацией изразцов.
Картинки кликабельны.
Роспись керамики по поверх эмали люстром (Luster)
Lustre (глянец, блеск от лат. lustro — освещаю) — этот способ росписи по эмали представляет собой сложную технику окраски и обжига, при которой оксиды серебра и меди (пигмент) наносятся на поверхность глазурованной плитки, и в результате восстановительного муфельного обжига проявляется на поверхности керамики в виде металлического или перламутрового отблеска и усиливает живописный эффект декора благодаря богатой цветовой гамме золотистых, коричневато-оливковых, медно-красных, фиолетовых и других тонов.
Техника росписи люстром первоначально использовалась на стекле в Египте и Сирии в восьмом веке, но вскоре после этого была внедрена при росписи керамики в Багдаде.
Такая керамика производилась почти исключительно в Багдаде более века.
Позже эта техника росписи керамики (в том числе и плитка с декором) распространились в других местах Западной Азии, а затем дальше на запад в Северную Африку, Европу и Америку.
Подглазурная роспись плитки
Существует 2 способа декора (росписи) керамики: надглазурная и подглазурная.
Роспись поверх эмали (надглазурная) предполагает нанесение специальной краски на уж глазурованную поверхность.
Подглазурная роспись наносится на неглазурованную плитку. Плитка обжигается, а затем декорируется подглазурной краской. После чего мастера наносят глазурь, а затем обжигают ее в последний раз.
Примеры подглазурной росписи керамики, датируемые девятым веком, позволяют предположить, что сама техника не менее древняя.
Цвета, которые изначально использовались для подглазурной росписи, включали бирюзовый, фиолетовый, кобальтово-синий, зеленый и черный.
Чтобы краски не растворялись в глазури, мастера разработали специальные пигменты, имевшие состав, аналогичный глиняному шликеру. Эта комбинация создала прочную связь, которая не растворялась.
Cuerda Seca (Куэрда Сека)
Cuerda seca (по-испански «сухой шнур») — это техника, используемая для нанесения цветной глазури на керамические поверхности.
Когда глазури разных цветов наносятся на керамическую поверхность, они имеет неприятную особенность сливаться вместе во время процесса обжига.
В технике куэрда сека водорастворимые глазури разделяются на поверхности тонкими линиями жирного вещества, чтобы предотвратить их перетекание из очерченных областей. Темный пигмент, такой как карбонат марганца, обычно смешивается с жировой основой, чтобы образовалась темная линия вокруг каждой области с цветной эмалью.
Считается, что техника росписи cuerda seca возникла на Ближнем Востоке в девятом веке. Некоторые методы cuerda seca достигли Аль-Андалуса (мусульманская Испания) еще во второй половине 10 века, а полный метод cuerda seca появился в 11 веке.
Куэрда сека процветала в Иране в конце 14 века, а затем была завезена в Турцию и Индию.
Если в традиционных методах cuerda seca использовались вещества, изготовленные из животных жиров, а также минеральные пигменты, такие как марганец и железо, в современных методах используются минеральные масла или восковые резисты.
Haft Rang (хафтранг)
Иранское Chamber Society отмечает, что техника плитки хафтранг (или «семь цветов») стала популярной в исламской архитектуре во времена империи Сефевидов (1502-1736), когда было построено много религиозных зданий.
Плитка Haft rang была хорошим выбором по экономическим причинам (она была дешевле и быстрее в производстве), а семь цветов давали ремесленникам больше свободы творчества. Эти цвета обычно включали белый, черный, бирюзовый, ультрамарин, желтый, красный и палевый.
Хафтранг это метод, при котором квадратные плитки покрываются белой глазурью, затем их складывают в одно полотно и на него наносится цельный рисунок. После этого предварительно пронумерованные плитки кладут в печь, чтобы закрепить рисунки на их поверхности. После остывания они готовы к установке на стены, купола и т.д.
По сути своей плитка хафтранг — это керамические ковры для стен.
Гирих (Girih)
Гирих (перс. «узел», «завязывание узлов») — вид исламского декоративного искусства в архитектуре и художественных ремёслах, состоящий из геометрических линий, образующих переплетённые декоративные орнаменты. В персидской архитектуре орнаменты с узлами можно видеть в кирпичной кладке и мозаичных керамических работах.
Гирих определяется как «геометрические (часто в виде звёзд и многоугольников) рисунки, определяемые массивом точек, в которых (прямые) линии пересекаются».
В гирих используются симметричные узоры из прямолинейных отрезков. Гирих обычно состоит из переплетений, которые образуют 6-, 8-, 10- или 12-угольные звёзды, разделённые многоугольниками и лентами, и часто они рисовались в переплетённом виде. Такие узоры обычно состоят из повторяющихся «единичных ячеек» с 2-, 3- или 6-кратной вращательной симметрией, которые замощают плоскость без зазоров.
Картинки кликабельны.
Трёхмерный эквивалент гирих называется мукарны. Он используется для украшения нижних частей куполов
Плитка гирих состоит из мозаики плиток, которые образовывали пять форм / шаблонов: галстук-бабочка, удлиненный шестиугольник, ромб, пятиугольник, и десятиугольник.
Эти формы могли помочь мастерам создавать точные и сложные крупномасштабные геометрические инсталляции.
Хотя данные свидетельствуют о том, что методология плитки гирих использовалась примерно с 1200 года, опыт этих рисунков начал значительно увеличиваться в 1453 году со строительством храма Дарб-и Имам.
По одной из версий считается, что орнаменты в стиле гирих были навеяны узловыми орнаментами сирийской провинции Римской империи, которые датируются вторым столетием нашей эры. Предшественниками гирих были криволинейные переплетённые орнаменты с трёхкратной вращательной симметрией. Мечеть Омейядов (709—715) в Дамаске, Сирия, имеет оконные решётки, имеющие волнообразный переплетённый орнамент в виде шестиугольных звёзд. Ранние примеры исламских геометрических орнаментов, сделанные из прямых лент, можно видеть в архитектуре, сохранившихся к настоящему времени воротах караван-сарая в Рабат Малик, Узбекистан.
Примеры использования исламского декора в современной архитектуре и дизайне жилой среды.
Рост туристической индустрии во многих арабских направлениях, от Марокко до стран Персидского залива, и беспрецедентный рост строительства недвижимости в регионе, возродили во всем мире интерес к исламской архитектуре и исламскому дизайну интерьеров.
Очевидно, что объемы строительной отрасли в регионе Персидского залива стоимостью более двух триллионов долларов, где небоскребы высотой более 800 метров строятся всего за 5 лет, требует более высокой производительности, чем тот объем производства, который может обеспечить традиционная промышленность, основанная на ремесленном мастерстве.
Имея в виду эти размышления, становится понятно, что использование исламского геометрического и цветочного дизайна в качестве украшения в современных архитектурных проектах с исламской тематикой сопряжено с бесчисленными проблемами.
Дизайнеры ограничены копированием существующих мотивов, а также им приходится ограничиваться использованием декоративных предметов более низкого художественного ремесленного качества.
Или, с другой стороны, доверить свое сердце и душу коллекциям керамической плитки и керамогранита европейских фабрик.
То же самое относится и к изделиям из дерева, камня и бронзе.